Святитель Тихон Задонский: «Есть пост телесный, есть пост и душевный. Телесный пост есть, когда тело постится от пищи и пития; душевный пост есть, когда душа воздерживается от злых помыслов, дел и слов. Многие постятся телом, но не постятся душой; многие воздерживаются от пищи и пития, но не воздерживаются от злых помыслов, дел и слов; и какая им от того польза? Многие воздерживаются от вина, мяса, рыбы, но языком своим людей, подобных себе, кусают, и какая им от этого польза?»
Телесный пост без духовного ничего не приносит для души. «Один телесный пост не может быть достаточным к совершенству сердца и чистоте тела, если не будет соединён с ним и пост душевный, — пишет преподобный Иоанн Кассиан Римлянин. Ибо и душа имеет свою вредную пищу. Утяжелённая ею, душа и без избытка телесной пищи впадает в сладострастие. Злословие есть вредная пища для души, и притом – приятная. Гнев есть также пища её, хотя вовсе не лёгкая, ибо часто питает её неприятной и отравляющей пищей. Зависть – пища души, которая растлевает её ядовитыми соками, мучит её, бедную. Тщеславие – пища её, которая на время услаждает душу. Потом опустошает и лишает всякой добродетели».
Телесное воздержание необходимо для того, чтобы освободить дух от власти плоти, ибо плоть всегда желает противного духу. По словам епископа Германа (Ряшенцева): «Пост есть сугубое воздержание, чтобы восстановить утраченное равновесие между телом и духом, чтобы вернуть нашему духу его главенство над телом и его страстями».