• Йога
• Буддизм
• Ислам
• Славянские заповеди. Бог Рамха
• Моральный кодекс строителя коммунизма
• Черты настоящего джентльмена
Важность знания и соблюдения морально-этических норм постулируется во всех мировых религиях. Они являются необходимой основой для нравственного роста и развития личности, регулируют эстетические нормы в обществе, удерживают человека от впадания в сугубо материалистический прагматизм. Религия и нравственность тесно связаны между собой. Религия невозможна без нравственности, а нравственность невозможна без религии. Истинная же вера не может быть без добрых дел. В своей статье “Православная апологетика” известный православный богослов Иван Андреев писал: «Как благоухающий по природе цветок не может не благоухать, так и истинная вера не может не свидетельствоваться нравственностью. В свою очередь и нравственность без религиозной основы и без религиозного света не может существовать и непременно завянет, подобно растению, лишённому корня, влаги и солнца. Религия без нравственности подобна бесплодной смоковнице; нравственность же без религии — подобна срубленной смоковнице».
Йога
![йога](http://tver-yoga.ru/wp-content/uploads/2014/11/йога.jpg)
Десять принципов «яма»
- Ахимса – непричинение вреда всем созданиям не только действиями, но также мыслями и речью.
- Сатья — правдивость не только в речах, но также в мыслях и поведении. Это подразумевает приверженность истине в каждой сфере внутренней и внешней жизни.
- Астея — неворовство не только в действии, но и в мыслях и желаниях. Иными словами, ум должен быть свободен от низменных желаний или склонности к присвоению какой-либо собственности любого существа во всякой форме. Погоня за прибылью тем или иным неподобающим способом за счёт других рассматривается как форма воровства.
- Брахмачарья — контроль над всеми чувственными наклонностями, особенно над сексуальным вожделением, безупречное сохранение физической и ментальной энергий. Энергию следует внимательно направлять вверх, и она никогда не должна двигаться вниз, чтобы вызывать наслаждение объектами чувств.
- Кшама — прощение недостатков и вины других. Когда духовно практикующему причиняется какой-либо вред или наносится оскорбление, недопустимо обижаться или жаждать мести. Следует воздавать добром за причиненное зло, а не наоборот.
- Дхрити — терпение и стойкость во всяких обстоятельствах. Духовно практикующий должен развивать силу, чтобы переносить неблагоприятные жизненные условия и все встречающиеся трудности и притеснения на пути своего продвижения. Он никогда не должен падать духом, беспокоиться или позволять сбивать себя с толку в любой ситуации, а неуклонно продвигаться по избранному пути.
- Дайя — сострадание ко всем людям и иным созданиям, находящимся в беде. Здесь подразумевается выражение сочувствия, переживание бедствий и трудностей другого человека как своих собственных и внутреннее побуждение оказывать реальное содействие в устранении невзгод, восстановить в жизни счастье и мир. Практикующий должен воспитывать в себе всеобщее расположение, чувство всеединства и готовность служить всем.
- Арджава — простота жизни. В поведении не должно быть искусственности, двуличия, неискренности. Следует вести простую жизнь без пышности и великолепия в еде, одежде и жилище, избавиться от лукавства в поведении. Внешняя жизнь практикующего должна правдиво отражать внутреннюю, и он не должен выставлять себя тем, кем он не является на самом деле.
- Митахара- строгое регулирование питания. Практикующий должен всегда помнить, что пища предназначена для поддержания и питания тела, а не для услаждения вкуса, удовольствия от вкушения и удовлетворения желаний. Он должен сформировать привычку принимать надлежащую пищу в нужном количестве и в назначенное время, а не потакать требованиям ума и вкуса.
- Шауча — очищение тела и ума. Омовение различных частей тела, купание в чистой воде, питьё чистой воды, дыхание чистым воздухом, принятие чистой пищи в чистом обществе, соблюдение необходимых правил здоровья и гигиены и т.д. — все эти процедуры необходимо выполнять для очищения тела. В конечном счёте, чистые мысли, эмоции, желания и наклонности должны быть направлены на очищение ума.
Десять принципов «нияма»
Следующие десять форм ниямы, описанные великим учителем, таковы: тапас, сантоша, астикья, дана, Ишвара-пуджана, сиддханта-вакья-шравана, хри, мати, джапа, хута.
- Тапас – аскетизм, то есть принятие такого образа жизни, который позволяет уму и телу спокойно воспринимать любые изменения климатических условий и внешнего окружения. Йог приучает тело безболезненно переносить жару, холод, дождь и прочие перемены погоды, вкушать грубую и невкусную пищу, соблюдать пост. Так он обуздывает всякую избирательность в предпочтениях тела, чувств и ума. Вся жизнь должна быть хорошо налаженной.
- Сантоша — удовлетворенность всем полученным при естественном ходе событий и добровольном отказе от наложения какого-либо рода взысканий на происходящее. Это правило предполагает сохранение бодрости и спокойствия в любой ситуации. Ум освобождается от честолюбия, стремления к земным вещам и зависти по отношению к тем, кто наслаждается подобными вещами. Однако, не должно присутствовать довольство нравственными и духовными достижениями. Постоянная целеустремленность, наряду с настойчивостью, должны способствовать непрерывному прогрессу.
- Астикая — вера в Веды, гуру и всех просветлённых святых и мудрецов прошлого и будущего. Эта вера должна прилежно взращиваться. Следует освободить собственный ум от выискивания пороков души, постоянных сомнений и неверия. Серьёзно практикующий должен веровать в духовные достижения древних маха-йогов и маха-джняни, для того чтобы развивать веру в свои личные качества для достижения подобных духовных высот.
- Дана – пожертвование. Дарение подразумевает взращивание великодушия, раскрытие сердца, переживание единства с другими посредством практики подаяния, производимого с сочувствием и смирением тем, кто живет в достатке и хорошо зарабатывает, для пользы того, кто нуждается. Это практический путь развития духа жертвенности и отрешённости и освобождения ума от привязанности к земному богатству, которая выступает наиболее опасным препятствием на пути духовного развития.
- Ишвара-пуджана — поклонение божеству с преданностью, восхищением, почтением и любовью, выполняемое в конкретных формах, которые указаны в священных писаниях.
- Сиддханта-вакья-шравана — систематическое слушание (изучение) писаний, особенно йога-шастр, осмысление и понимание истин, открытых в них благодаря духовному опыту просветлённых Учителей. Перед вступлением на путь йоги, истинно ищущий должен ознакомиться с существующими представлениями о духовной природе человеческой души и основных духовных идеях человеческой жизни, получить представление об истинном отношении индивидуума с мироустройством, истинной природе Всеобщей Реальности, сокрытой и проявляющейся в мире путём естественного опыта.
- Хри — чувство стыда и угрызений совести при совершении любого неверного деяния, малейшем уклонении от пути благородства, нравственности и духовности, потакании любым дурным мыслям, желаниям или чувствам, произнесении любых оскорбительных, злых, лживых или неприличных слов.
- Мати – развитие остроты разума, глубокого понимания, утонченной склонности и направления постоянного потока эмпирического сознания к тому, что имеет неизменную духовную ценность в жизни. Ум должен быть чистым, ясным, рассудительным и всегда открытым для истины.
- Джапа — повторение божественного имени, совершаемое так часто и непрерывно, насколько возможно, мысленно и вслух, с глубокой преданностью.
- Хута (хома) — предложение божеству еды, питья и предметов, которые представляют ценность для поклоняющегося. Эта практика ежедневного жертвоприношения. Жизнь должна поддерживаться и преумножаться посредством жертвоприношения. Всё необходимое для существования следует вначале предложить Богу и только после того употреблять как прасад (божественное благословение).
Буддизм
Пусть порицают, нет пищи, хвораю –
Ради Спасения карму приму.
Путь Бодхисаттвы опять выбирая,
Свет альтруизма сквозь жизни несу.
Десять Заповедей Буддизма
Почему нам нужны заповеди? В буддизме говорится о пяти заповедях, говорится о десяти заповедях, говорится о большем их количестве. Какова цель заповедей?
Чтобы после смерти не переродиться в скверных мирах, нам надо ослабить или вовсе пресечь Три Яда (тиб. dug gsum): Гнев, Жадность и Невежество. Это можно сделать, развивая в душе святую любовь и сострадание к живым существам, ведя правильную практику жертвования, изучая святое Учение, опирающееся на Четыре Благородные Истины, и практикуя в соответствии с ним. Из-за Трёх Ядов мы ежедневно фиксируемся на неблагих эмоциональных состояниях. Наши мысли становятся обусловлены ненавистью, похотью, жадностью, привязанностью, гордостью, соперничеством, желанием превосходства над другими. Эти пагубные желания сформированы опытом в этой жизни, а также опытом наших прошлых жизней. Зачастую мы неосознанно накапливаем плохую карму.
Заповеди направлены на пресечение плохой кармы тела, речи и ума и на накопление хорошей кармы, а, в конечном итоге, они позволяют полностью отдалиться от Гнева, Жадности и Невежества. Когда мы понимаем смысл заповедей, мы стараемся не делать плохих поступков, мы осознаём, что плохие поступки становятся причинами для нашего перерождения в Аду, или в Мире Животных, или в Мире Голодных Духов. Отдаляясь от неправильного поведения, мы также стараемся накапливать заслуги. В общем, у заповедей есть два аспекта, и эти аспекты взаимно дополняют друг друга. Один аспект имеет целью уменьшить в нас неблагое, то есть плохую карму, другой аспект направлен на увеличение заслуг, то есть нашей хорошей кармы. Перечислим основные буддийские заповеди.
Сущность буддийской практики — доброе и любящее сердце. Мы должны воспринимать окружающих с теплом и нежностью и непрестанно культивировать любовь к ним. 10 заповедей буддизма — это 10 добродетелей, которые совершаются телом, речью и умом. 10 добродетелей — это несовершение 10 недобродетелей, которые перечислены ниже:
- Убийство. Не убивай, но спасай чужую жизнь — первая заповедь буддизма.
- Воровство. Не укради, но уважай собственность других и практикуй щедрости — вторая заповедь буддизма.
- Половая распущенность. Не прелюбодействуй, но будь верен своему спутнику жизни — третья заповедь буддизма.
- Ложь. Не лги в речах своих, будь честным и искренним — четвертая заповедь буддизма.
- Клевета. Не клевещи, но вноси гармонию между людьми — пятая заповедь буддизма.
- Грубая речь. Не говори грубо — шестая заповедь буддизма.
- Пустая болтовня и сплетня. Не трать время на пустую болтовню или сплетню — седьмая заповедь буддизма.
- Алчность. Пресеки алчные мысли — восьмая заповедь буддизма.
- Злонамеренность. Не намеревайся причинить кому-либо вред — девятая заповедь буддизма.
- Ложные взгляды — верь в закон причины и следствия, не отрицай существование Будд, прошлых и будущих жизней.
Главной основой соблюдения нравственности является воздержание от десяти неблаговидных действий, три из которых касаются тела, четыре — речи и три — мыслей.
Три дурных действия в отношении тела таковы:
1) убийство — преднамеренное лишение жизни живого существа — человека ли, животного или даже насекомого;
2) воровство — присвоение чужой собственности без согласия владельца вне зависимости от ценности объекта кражи;
3) сексуальный проступок — совершение распутных действий.
Эти три заповеди относятся к заповедям для тела. Если бы не было физического тела, невозможно было бы убить, или украсть, или физически удовлетворить возникшую страсть, поэтому эти заповеди относятся к заповедям для тела. Карма убийства – это данные, характерные для миров убийств, или Ада. Какие это данные? Совершено убийство, что значит: насильно прервана чья-то жизнь, сознание живого существа прервано, перед смертью живое существо испытывало такую-то физическую боль, такое-то душевное мучение, такой-то страх. Подобная информация, данные о страданиях жертвы, сохранится в подсознании убийцы, сохранится в фундаментальном сознании – в мире его души. Карма воровства – это данные, характерные для миров жадности, то есть для Мира Голодных Духов. Карма прелюбодеяния – это данные, наиболее характерные для животных, для Мира Животных.
Если человек совершил злое деяние осознанно, то есть он задумал неблагое и осуществил проступок, и если после совершения у него не возникает раскаяния, а он рад злому деянию, то карма от совершения такого действия считается полной. Эта карма в подобной полной форме в будущем вернётся к нему, и совершивший зло пострадает за свой неправильный поступок. Это же справедливо и для хороших поступков. Карма совершённого поступка обязательно вернётся в будущем в соответствии с причинно-следственным законом кармы.* Если человек совершает неблагое действие в этой жизни, то возвращение кармы за совершённый проступок может произойти либо в течение этой же жизни, либо в следующей жизни, либо в течение нескольких последующих жизней. В буддийских сутрах есть упоминание, что в судный день боги Небес Ямы подсчитывают чёрную карму (то есть плохую карму) и белую (хорошую) карму, накопленную умершим существом в течение его жизни, и в соответствии с накопленной кармой затем определяется будущее перевоплощение этого существа.
Считается, что если умерший человек перевоплощается в следующей жизни животным, то оно на долгие жизни лишается возможности стать вновь человеком: проходит около пятисот жизней прежде, чем исчезнет неблагая карма животного и вновь проявится карма человека. Но всё это возможно только при благоприятных условиях, поскольку скверные миры – это миры, где плохая карма накапливается естественным образом. Почему плохая карма накапливается естественным образом? Потому что скверные миры – это миры ненависти и страха, убийств и выживания, омрачённых состояний ума, и в них нет учений о добре и заслугах, о практике спокойствия, нет духовного учения.
Четыре словесных дурных действия таковы:
1) ложь — обман других словом или действием;
2) злословие — раздувание вражды, чтобы согласные не соглашались, а несогласные — разошлись во мнениях еще больше;
3) грубая речь — словесное оскорбление других людей;
4) пустословие — разговоры о глупостях, мотивированные вожделением и т. п.
Три мысленных дурных действия таковы:
1) алчность — желание обладать тем, что принадлежит другому;
2) злонамереннность — желание повредить другому, неважно, сильно или нет;
3) ложные воззрения — вера, что таких реальностей, как перевоплощение, закон причины и следствия или Три драгоценности, не существует.
Моральные принципы, положенные в основу нравственного образа жизни, регулируемого некоторыми наставлениями, получили название дисциплины личного освобождения, или пратимокши. Соблюдение нравственных принципов — т. е. охрана своих трех «дверей»: тела, речи и ума от неблаговидных действий — вооружает нас внимательностью и сознательностью. Эти две черты помогают нам избегать грубых негативных физических и словесных действий, т. е. поступков, которые разрушительны как для себя, так и для других. Таким образом, нравственность — это основа буддийского пути.
Христианство
Заповеди правоверного православного христианства состоят в следующем:
1-я заповедь:
«Я Господь, Бог твой… Да не будет у тебя других богов пред ликом Моим».
Творец требует поклонения Ему Одному, потому что других богов просто не существует.
2-я заповедь:
«Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им».
Творец не может быть ограничен образом из дерева или камня.
3-я заповедь:
«Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно; ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно».
Эта заповедь не только запрещает ложные клятвы и те обычные слова, которыми люди божатся, но она запрещает суесловие, упоминание имени Господа всуе.
4-я заповедь:
«Помни день субботний, чтобы святить его. Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; а день седьмой — суббота Господу Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя… Ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них; а в день седьмой почил. Посему благословил Господь день субботний и освятил его».
Суббота представлена здесь не как новое установление, но как день, утверждённый при творении. Верующие должны соблюдать его и помнить о нём как о деянии Творца.
5-я заповедь:
«Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, даёт тебе».
Пятая заповедь требует от детей не только уважения, покорности и послушания по отношению к родителям, но также любви, нежности, заботы о родителях, сбережения их репутации; требует, чтобы дети были для них помощью и утешением в преклонные годы.
6-я заповедь:
«Не убий».
Источник жизни есть Творец. Только Он единолично может дать жизнь. Она является святым даром Божьим. Человек не имеет права отнимать её, по собственной воле. Лишить жизни другого или себя — значит попытаться встать на место Бога.
7-я заповедь:
«Не прелюбодействуй».
Запрещая прелюбодеяние, Бог надеется, что мы не будем искать ничего другого, кроме полноты любви, надёжно защищённой супружеством.
8-я заповедь:
«Не кради».
Этот запрет подразумевает как явные, так и тайные грехи. Восьмая заповедь порицает воровство и грабёж. Она требует неукоснительной честности в самых незначительных житейских делах. Более того, она осуждает похищение людей, работорговлю и захватнические войны. Это также есть великий грех.
9-я заповедь:
«Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего».
Всякое умышленное преувеличение, намёк или клевета, рассчитанные на то, чтобы произвести ложное или мнимое впечатление, или даже описание фактов, вводящих в заблуждение — является ложью.
10-я заповедь:
«Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего… ничего, что у ближнего твоего».
Желание присвоить собственность соседа — значит сделать первый самый страшный шаг к преступлению. Завистливый человек никогда не может обрести удовлетворение, потому что всегда кто-то будет обладать чем-либо таким, чего у него нет. Человек превращается в раба своих желаний.
Нагорная проповедь
«Увидев народ, Он взошел на гору; и когда сел, приступили к Нему ученики Его.
И Он, отверзши уста Свои, учил их…» (От Матфея, V 1-2)
Сначала Господь указал, какими должны быть Его ученики, то есть все христиане. Как они должны исполнять закон Божий, чтобы получить блаженную (то есть в высшей степени радостную, счастливую), вечную жизнь в Царстве Небесном. Для этого Он дал девять заповедей блаженств. Потом Господь дал учение о Промысле Божием, о неосуждении других, о силе молитвы, о милостыне и о многом другом. Эта проповедь Иисуса Христа называется Нагорною.
Так, среди ясного весеннего дня, при тихом веянии прохлады с Галилейского озера, на склонах горы, покрытой зеленью и цветами, Спаситель дает людям Ново-3аветный закон любви. И никто не уходит от Него без утешения.
Ветхозаветный закон есть закон строгой правды, а Ново-Заветный закон Христов — закон Божественной любви и благодати, который даёт людям силу исполнять Божий Закон. Сам Иисус Христос сказал: «Я пришёл не нарушить закон, но исполнить» (Матф. 5, 17).
ЗАПОВЕДИ БЛАЖЕНСТВА
«Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди».
ЕВАНГЕЛИЕ ОТ ИОАННА, гл.14, 15.
Иисус Христос, Господь и Спаситель наш, как любящий Отец, указывает нам пути или дела, через которые люди могут войти в Царство Небесное, Царство Божие. Всем, кто будут исполнять Его наставления или заповеди, Христос обещает, как Царь неба и земли, вечное блаженство (великую радость, наивысшее счастье) в будущей, вечной жизни. Потому таких людей Он называет блаженными, т. е. самыми счастливыми.
1. Блажени нищии духом, яко тех есть царствие небесное.
- Блаженны нищие духом (смиренные): потому что их есть (т. е. дано им будет) Царство Небесное.
Нищии духом — это такие люди, которые чувствуют и сознают свои грехи и недостатки душевные. Помнят они, что без помощи Божией ничего доброго сами сделать не могут, а поэтому ничем не хвалятся и не гордятся, ни перед Богом, ни перед людьми. Это — люди смиренные.
2. Блажени плачущии, яко тии утешатся.
- Блаженны плачущие (о грехах своих), потому что они утешатся.
Плачущие — люди, которые скорбят и плачут о своих грехах и душевных недостатках. Господь простит им грехи. Он даёт им ещё здесь, на земле, утешение, а на небе вечную радость.
3. Блажени кротцыи, яко тии наследят землю.
- Блаженны кроткие, потому что они наследуют (получат во владение) землю.
Кроткие — люди, которые терпеливо переносят всякие несчастья, не огорчаясь (без ропота) на Бога, и смиренно переносят всякие неприятности и обиды от людей, не сердясь ни на кого. Они получат во владение небесное жилище, то есть новую (обновлённую) землю в Царстве Небесном.
4. Блажени алчущии и жаждущии правды, яко тии насытятся.
- Блаженны алчущие и жаждущие правды (желающие правды); потому что насытятся.
Алчущие и жаждущие правды — люди, которые усердно желают правды, как голодные (алчущие) — хлеба и жаждущие — воды просят у Бога, чтобы Он очистил их от грехов и помог им жить праведно (желают оправдаться перед Богом). Желание таких людей исполнится, они насытятся, то есть будут оправданы.
5. Блажени милостивии, яко тии помиловани будут.
- Блаженны милостивые, потому что они помилованы будут.
Милостивые — люди, имеющие доброе сердце — милосердные, сострадательные ко всем, готовые всегда помочь нуждающимся, чем только могут. Такие люди сами будут помилованы Богом, им будет явлена особая милость Божия.
6. Блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят.
- Блаженны чистые сердцем, потому что они Бога увидят.
Чистые сердцем — люди, которые не только берегутся от дурных дел, но и душу свою стараются сделать чистою, т. е. хранят её от дурных мыслей и желаний. Они и здесь близки к Богу (душою всегда чувствуют Его), а в будущей жизни, в Царстве небесном, будут вечно находиться с Богом, видеть Его.
7. Блажени миротворцы, яко тии сынове Божии нарекутся.
- Блаженны миротворцы, потому что они будут наречены (названы) сынами Божиими.
Миротворцы — люди, которые не любят никаких ссор. Сами стараются жить со всеми мирно и дружелюбно и других мирить друг с другом. Они уподобляются Сыну Божию, который пришел на землю, чтобы примирить согрешившего человека с правосудием Божиим. Такие люди будут названы сыновьями, т. е. детьми Божиими, и будут особенно близки к Богу.
8. Блажени изгнани правды ради, яко тех есть царствие небесное.
- Блаженны изгнанные за правду, потому что их есть царство небесное.
Изгнанные за правду — люди, которые так любят жить по правде, т. е. по Божиему закону, по справедливости, что терпят и переносят за эту правду всякие гонения, лишения и бедствия, но ни чем не изменяют ей. Они за это получат Царство Небесное.
9. Блажени есте, егда поносят вам, и ижденут, и рекут всяк зол глагол на вы лжуще, Мене ради. Радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесех.
- Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь тогда, потому что велика ваша награда на небесах.
Здесь Господь говорит: если вас будут поносить (издеваться над вами, бранить, бесчестить вас), применять и лживо говорить о вас худое (клеветать, несправедливо обвинять), и все это вы будете терпеть за свою веру в Меня, то не печальтесь, а радуйтесь и веселитесь, потому что Вас ожидает великая, самая большая, награда на небесах, то есть особенно высокая степень вечного блаженства.
О ПРОМЫСЛЕ БОЖИЕМ
Иисус Христос учил, что Бог промышляет, то есть заботиться, о всех тварях, но особенно промышляет о людях. Господь заботиться о нас больше и лучше, чем самый добрый и разумный отец о своих детях. Он оказывает нам Свою помощь во всём, что необходимо в жизни нашей и что служит для нашей истинной пользы.
«Не заботьтесь (излишне) о том, что вам есть и что пить, или во что одеться», сказал Спаситель. «Взгляните на птиц небесных: они не сеют, ни жнут, ни собирают в житницу, и Отец ваш Небесный питает их; а вы не гораздо ли лучше их? Посмотрите на полевые лилии, как они растут. Они не трудятся, ни прядут. Но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякие из них. Если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, то тем более вас, маловеры! Бог же, Отец ваш Небесный, знает, что вы имеете нужду во всем этом. Потому, ищите прежде всего царствия Божия и правды Его, и это всё приложится вам».
О НЕОСУЖДЕНИИ БЛИЖНЕГО
Иисус Христос не велел осуждать других людей. Он так сказал: «Не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены. Потому что каким судом вы судите, таким и вас будут судить (т. е. если вы будете снисходительны к поступкам других людей, то и Божий суд будет милостив к вам). И какою мерою вы мерите, такою и вам будут мерить. И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего (т. е. всякого другого человека), а бревна в своём глазе не чувствуешь? (Это значит: зачем ты любишь подмечать в других даже незначительные грехи и недостатки, а в самом себе не хочешь видеть и больших грехов и пороков?) Или, как скажешь брату твоему: дай я выну сучок из глаза твоего; а вот, в твоём глазе бревно? Лицемер! Вынь прежде бревно из своего глаза (постарайся прежде всего исправить самого себя), и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего» (тогда сумеешь и в другом исправить грех, не оскорбляя, не унижая его).
О ПРОЩЕНИИ БЛИЖНЕГО
«Прощайте, и прощены будете», сказал Иисус Христос. «Потому что если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный; а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших».
О ЛЮБВИ К БЛИЖНЕМУ
Иисус Христос велел любить не только близких своих, но всех людей, даже обидевших нас и причинивших нам зло, т. е. врагов наших. Он сказал: «Вы слышали, что сказано (вашими учителями — книжниками и фарисеями): люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного. Потому что Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных».
Если вы будете любить только тех, кто вас любит; или будете делать добро только тем, кто вам делает его, и взаймы будете давать только тем, от кого надеетесь получить обратно, за что Богу награждать вас? Разве не делают того же самого и беззаконные люди? Разве не поступают так же и язычники?
Итак будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд, будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный?
ОБЩЕЕ ПРАВИЛО ОБРАЩЕНИЯ С БЛИЖНИМИ
Как мы должны обращаться с ближними своими всегда, при всяком случае, на это Иисус Христос дал нам такое правило: «во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди (а мы, конечно, хотим, чтобы все люди любили нас, делали нам добро и прощали нас), так поступайте и вы с ними». (Не делайте другим того, чего себе не желаете).
О СИЛЕ МОЛИТВЫ
Если мы будем с усердием молиться Богу и просить Его помощи, то Бог сделает всё, что послужит для нашей истинной пользы. Иисус Христос так сказал об этом: «Просите, и дано будет вам; ищите и найдёте; стучите и отворят вам; потому что всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят. Есть ли между вами такой человек, который, когда сын его попросит у него хлеба, подал бы ему камень? И когда попросит рыбы, подал бы ему змею? Итак если вы, будучи злыми, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него».
О МИЛОСТЫНЕ
Всякое доброе дело мы должны делать не из похвальбы перед людьми, не на показ другим, не ради награды людской, а ради любви к Богу и ближнему. Иисус Христос сказал: «Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас; иначе не будет вам награды от Отца вашего Небесного. Итак, когда творишь милостыню, не труби (т. е. не разглашай) перед собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди. Истинно говорю вам: они уже получают награду свою. У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая (т. е. сам перед собою не хвались добром, которое ты сделал, забудь о нём), чтобы милостыня твоя была втайне; и Отец твой, видящий тайное (т. е. всё, что на душе твоей и ради чего ты все это делаешь), воздаст тебе явно» — если не сейчас, то при последнем суде Своём.
О НЕОБХОДИМОСТИ ДОБРЫХ ДЕЛ
Чтобы люди знали, что для вступления в Царство Божие недостаточно только одних добрых чувств и желаний, а необходимы добрые дела, Иисус Христос сказал: «Не всякий, говорящий Мне: Господи! Господи! — войдёт в Царство Небесное, но только тот, кто исполняет волю (заповеди) Отца Моего Небесного», то есть мало быть только верующим и богомольным, но надо ещё совершать те добрые дела, который Господь требует от нас.
Когда Иисус Христос окончил проповедь Свою, народ дивился учению Его, потому что Он учил как власть имеющий, а не как учили книжники и фарисеи. Когда Он сошёл с горы, за Ним последовало множество народа, и Он, по милосердию Своему, совершал великие чудеса.
Ислам
Заповеди Ислама:
- Вставай на молитву, когда ты слышишь призыв, при любых обстоятельствах.
- Читай или изучай, или слушай Коран, или произнеси имя Аллаха и не проводи без пользы даже малую часть своего времени.
- Старайся изучать арабский язык.
- Много не спорь ни в коем деле, какое бы оно не было, поистине спор не приводит к добру.
- Много не смейся, сердце, связанное с Аллахом, спокойное и серьёзное.
- Много не шуми, борющаяся умма (община) не знает ничего, кроме серьёзности.
- Не возвышай своего голоса больше того, чем требуется слушателям — это глупо и вредно.
- Сторонись отзываться дурно о людях, оскорблять личность и не говори ничего, кроме доброго.
- Знакомься с тем из своих братьев, с кем встречаешься, если даже от тебя это не требуется. Основы нашего призыва — любовь и знакомство друг с другом.
- Обязанностей больше чем времени, так что помогай другому использовать его время, а если у тебя важное дело, то старайся выполнить его за короткий срок.
Иноверцы удивятся и возмутятся, а где же «Не убий»? Скажу сразу, есть еще закон Шариат, в котором необоснованное убийство порицается и подлежит наказанию.
Есть еще 5 столпов Ислама:
Свидетельство веры (араб. الشهادة аш-шаха́да(т) — «свидетельство») — Свидетельство, о том, что «Нет божества, кроме Аллаха, и что Мухаммад — раб Его и посланник Его».
Молитва (араб. الصلاة ас-саля́(т) — «молитва») — Совершение ежедневной пятикратной молитвы.
Пожертвование (араб. الزكاة аз-закя́(т) — «очищение») — выплата очистительного пожертвования.
Пост (араб. الصوم ас-са́ум — «пост» — пост в течение месяца Рамадан.
Паломничество (араб. الحج аль-хадж — «паломничество») — паломничество к храму Каабы в Мекке.
70 больших грехов из книги имама Аз-Захаби (Аль Кабаир).
Аллах говорит в Коране: Если вы будете отклоняться от великих грехов, что запрещаются вам, Мы простим ваши (мелкие) прегрешения и введем вас в Рай. Сура: Женщины: 31 аят
- Приобщение к Аллаху сотоварища.
- Убить невинную душу.
- Колдовство.
- Не совершать намаз в свое время.
- Не давать закат.
- Открывать уразу без причин в месяц Рамазан.
- Не совершение Хаджа, если есть возможность.
- Ослушание родителей.
- Прерывать родственные отношения.
- Прелюбодеяние.
- Мужеложство.
- Риба ( под процент).
- Кушать имущество сироты и вредить им.
- Ложь к Аллаху и Его Посланнику (то, что Аллах и Его Посланник не говорили, говорить, что они говорили).
- Бегство с поля боя.
- Правитель, который обманывает свой народ, и поступает с ним несправедливо.
- Высокомерие.
- Лжесвидетельство.
- Употребление спиртных напитков.
- Азартные игры.
- Опорочивание целомудренных женщин.
- Незаконно присвоить трофеи.
- Воровство.
- Бандитизм.
- Ложная клятва.
- Несправедливость.
- Собирать налоги не по закону (несправедливо).
- Употреблять харам (недозволенное).
- Самоубийство.
- Обман.
- Несправедливый судья.
- Взятка.
- Уподобление мужчин женщинам, и женщин мужчинам в одежде, движениях и прочих вещах.
- Даюс (человек, не ревнующий свою жену).
- Мужчина, который развелся три раза со своей женой, и после этого заключил с ней бракосочетание, или это разведенная три раза женщина выходит замуж за другого с намерением, чтобы потом вернуться к первому мужу.
- Неочищение от мочи.
- Показуха.
- Получать знания только ради жизни, и скрывать знания.
- Вероломство.
- Упрекать.
- Предсказания.
- Рассказывать людям разные рассказы для того, чтобы их рассмешить, несмотря правдивость этих рассказов (анекдоты и т. д.).
- Сплетни.
- Проклинающий.
- Не выполнять обещания.
- Верить колдунам, предсказателям, гадальщикам.
- Непокорность женщинам своему мужу.
- О запрещении изображать животных на ковре, или камне, или одежде, или дирхеме, или динаре, или подушке, или прочих вещах, о запрещении наносить изображения на стену, потолок, занавеску, чалму, одежду, и тому подобные вещи, а так же о велении уничтожать изображения.
- Запрещение громко причитать по покойному, бить себя по щекам, разрывать на себе одежду, рвать на себе волосы и сбривать их, а так же призывать на себя горе и погибель.
- Притеснение (человек переходящий границы).
- Подвергать мучениям раба, животное, женщину и ребёнка, кто слабее, если для этого нет никаких законных оснований, и преступать при этом границу дозволенного.
- Плохое отношение к соседу.
- Обижать мусульман и ругать их.
- Причинение обид рабам Аллаха.
- Одевать ниже щиколотки брюки, плащ и т.д. из-за высокомерия (мужчинам).
- Носить шёлк и золото мужчинам, сидеть на них и прислоняться к ним.
- Раб, который убегает от своего хозяина.
- Жертвоприношения не Аллаху.
- Называть себя сыном не своего отца, зная о том, что (этот человек) его отцом не является.
- Бесполезный спор.
- Не давать воды тому, кто её попросил (имея возможность) и отрицать её достоинство.
- Обмеривающие, которые, когда для себя мерой берут у людей, прибавляют в весе, а когда отмеривают и обвешивают им, убавляют в весе.
- Быть уверенным в себе, что он может преодолеть испытание Аллаха.
- Вредить, обвинять (словами, делами, намёками) Авлияам (близким к Аллаху).
- Оставлять джамаат (групповой) намаз и постоянно читать намаз наедине без уважительной причины.
- Оставлять джума и групповой намаз без уважительной причины.
- Оставление вредного завещания (противоречивающего законам Ислама).
- Хитрость и плутовство (аферисты).
- Следить за мусульманами, рассказывать и передавать ихние слабости.
- Ругать одного из сподвижников (пусть будет доволен им Аллах).
Славянские заповеди. Бог Рамха
Вернитесь к своим корням, и вы откроите врата в Божественный Мир (Правь).
Не входите в другие Миры со своими законами, а соблюдайте законы Мира того.
Соблюдайте Законы Рамхи Великого, будьте мудрыми и совершенными.
Не идите за Тьмой, а идите за Светом, ибо идущие за Тьмой сгинут безвременно.
Не внимайте тем, кто призывает к Кривде, а внимайте тем, кто призывает к Правде.
Не внимайте тем, кто глаголет, что жизнь конечна, ибо они сами не ведают, о чем возвещают.
Не внимайте тем, кто глаголет, что ближний ваш — ворог ваш, а внимайте тем, кто глаголет, что ближний ваш — друже ваш.
Идите через Миры многие, познавая их и совершенствуя Дух свой.
Познавайте Мудрость Бога Единого (Рода) и обрящите Свет Божий на пути своём.
Не давайте Веды тем, кто во зло превращает их да на погибель всего живого.
Не создавайте заповедей и законов ложных, что идут супротив Законов и Заповедей Божиих, ибо себя погубите и потомков с Пути совратите.
Не стремитесь к другим Мирам, дабы захватить их, ибо кто сие в помыслах имеет, свой Мир потерять может.
Не думайте, что многия Земли безжизненные, на них жизнь вами не видимая, вашими чувствами не ощущаемая.
Не используйте Вайтманы и Вайтмары во зло, дабы захватить другие Миры, а используйте их для добра и познания Миров, и тогда дружбу жителей тех Миров обрящите.
Не проявляйте агрессивность против тех, кто прибывает к вам из других Миров, ибо как вы будете вести себя, так подумают они о всех жителях Мира вашего.
Не разрушайте Мир ваш и природу его, ибо себя погубите и свой Мир потеряете.
Да не отвергнет жена первого мужа своего, ибо отвернется Род Небесный от неё.
Дочь, рождённая во Священное лето, да сочетается союзом семейным с мужем своим только во Священное лето.
Да не коснется перст отца другой жены, когда жена его носит чадо его под сердцем своим.
Да не возымеете других жён кроме своей, да в любое время, кроме лихой годины, когда Род мужской гибнет во защиту дома своего, во защиту Земли своей и Веры своей.
Не применяйте Фаш-разрушитель против Мира своего, ибо Мир свой живой погубите и потомков Рода своего лишитесь.
Сохраняйте Память о всех предках Рода своего, и обрящите вы благосклонность Богов и Предков ваших.
Уважайте Странников, посланцев Бога Единого (Рода), внимайте Слову их и Мудрости их.
Не живите по законам, что создали люди, дабы лишить вас Свободы, а живите по Законам Бога Единого.
Не произносите имени Бога Единого в суе, а глагольте его только в Великие праздники.
Почитайте Богов Небесных, Отца и Матерь свою, ибо они Жизнь вам дали, Отец и Матерь дали Дух и Тело вам, а Боги — Душу и Совесть.
Не ругайте тех, кто покинул Мир ваш, ибо об ушедших глаголют только хорошее.
Не судите тех, кто сбился с пути Света, а направьте их вновь на путь праведный, ибо за деяния свои они ответят перед Совестью и Родом.
Да не устыдитесь вы того, что дано вам природой вашей и Родом Единым, а стыдитесь незнания и невежества.
Воздавайте уважение Богам вашим и Творцу Единому, и обрящите мир и покой в жизни вашей , и да будут открыты Врата Междумирья для вас.
Стройте Храмы , да во всех Мирах, познавайте вы Мудрость Божию, ибо кто Мудрость Божию не познаёт, тот себя потеряет.
Чтите Свято все праздники, что оставили вам Предки ваши, украшайте жизнь свою радостью и деяниями благими, да во Славу Богов и Предков ваших.
Соблюдайте Заповеди Мои, что дал вам, и обрящите помощь Мою да во все времена.
Моральный кодекс строителя коммунизма
Свод принципов коммунистической морали, вошедший в текст Третьей Программы КПСС, принятой XXII съездом (1961).
Текст «Морального кодекса строителя коммунизма»
• Преданность делу коммунизма, любовь к социалистической Родине, к странам социализма.
• Добросовестный труд на благо общества: кто не работает, тот не ест.
• Забота каждого о сохранении и умножении общественного достояния.
• Высокое сознание общественного долга, нетерпимость к нарушениям общественных интересов.
• Коллективизм и товарищеская взаимопомощь: каждый за всех, все за одного.
• Гуманные отношения и взаимное уважение между людьми: человек человеку друг, товарищ и брат.
• Честность и правдивость, нравственная чистота, простота и скромность в общественной и личной жизни.
• Взаимное уважение в семье, забота о воспитании детей.
• Непримиримость к несправедливости, тунеядству, нечестности, карьеризму, стяжательству.
• Дружба и братство всех народов СССР, нетерпимость к национальной и расовой неприязни.
• Нетерпимость к врагам коммунизма, дела мира и свободы народов.
• Братская солидарность с трудящимися всех стран, со всеми народами.
Кодекс джентльмена (1893)
![кодекс2](http://tver-yoga.ru/wp-content/uploads/2014/11/кодекс2.jpg)
За все время существования термина «джентльмен» были написаны сотни джентльменских кодексов, но одним из самых строгих можно назвать кодекс старейшего военного института Соединенных Штатов — Вирджинского института, основанного в 1839 году.
Вирджиния является южным штатом, что означало в те годы традиционность и консервативность местного общества. В Вирджинском институте проходили изнурительные тренировки, царила военная дисциплина и существовал строгий кодекс джентльмена: «Без строгого соблюдения фундаментального Кодекса чести ни один человек, независимо от того, как он выглядит, не может считаться джентльменом. Честь джентльмена требует неприкосновенности его слова и неподкупности его принципов. Он является потомком рыцарей, крестоносцев, он является защитником слабых и рыцарем правосудия».
5 пунктов из джентльменского кодекса:
- Не занимать деньги у друга, за исключением крайней нужды. Деньги, взятые взаймы, — это долг чести, который должен быть погашен в кратчайшие сроки. Долги умерших родителей, братьев, сестёр или взрослого ребёнка честный человек берёт на себя.
- Не выходить из себя, не проявлять гнев, страх, ненависть, смущение, азарт и веселье в общественных местах.
- Не хлопать незнакомцев по спине и не трогать незнакомых дам.
- В разговоре не упоминать имён, а также того, сколько стоят вещи.
- Не пользоваться чужой беспомощностью или невежеством и не позволять другому джентльмену использовать себя.
Кодекс Хейса
Кодекс Хейса (англ. Production Code, Hays Code) — этический кодекс производства фильмов в Голливуде, принятый в 1930-м Ассоциацией производителей и прокатчиков фильмов (современная Американская ассоциация кинокомпаний), ставший в 1934-м неофициальным, действующим национальным стандартом США. Снимать фильмы не по кодексу было можно, но они не имели шанса быть выпущенными в прокат. В 1960-е годы студии отказались от соблюдения запретов устаревшего кодекса, и в 1967 он был упразднён. Кодекс назван по имени политика-республиканца Уильяма Харрисона Хейса (англ. William Harrison Hays), в 1922—1945 возглавлявшего Ассоциацию. Запрещалось издевательство над религией.
Производители фильмов были обязаны соблюдать три основополагающих принципа:
• Картины, подрывающие нравственные устои зрителей, недопустимы. Следовательно, нельзя изображать преступления, злодеяния, пороки и грехопадения таким образом, чтобы они вызывали симпатию в зрительской аудитории.
• Следует представлять нравственно «правильные» модели жизни.
• Нельзя издеваться над законом, писаным или неписаным. Недопустимо склонять симпатии зрителей на сторону преступников и грешников.
В частностях это выражалось в следующем:
• Священник на экране не мог быть злодеем или комическим персонажем.
• Запрещалось изображать употребление наркотиков, а употребление алкоголя могло быть изображено только там, где этого требовал сюжет.
• Запрещалось раскрывать методы совершения преступлений. Сцены убийства должны были быть сняты так, чтобы не способствовать совершению подобных преступлений в реальной жизни.
• Запрещался показ обнажённого тела и провокационных танцев. «Сцены страсти» (то есть просто поцелуи и объятия) допускались только в ключевых сюжетных эпизодах, их длительность и откровенность были ограничены.
• Брак и семейная жизнь считались высшими ценностями; внебрачные отношения, пусть и уместные по сюжету, должны были быть представлены как недостойное поведение. При этом изображение смешанных браков было под запретом.
• Запрещались любые, даже косвенные, ссылки на гомосексуальность и венерические заболевания. Показ человеческих родов (даже в виде силуэта) также был под абсолютным запретом.
• Запрещался широкий спектр «нецензурных» слов.
• Не приветствовался принцип «око за око».
Кодекс был принят пятью основными голливудскими студиями как мера самоограничения. Фактически он систематизировал прежние цензурные запреты, вводившиеся отдельными штатами по требованию религиозных групп. С действием кодекса связано много анекдотических случаев. Например, исполнителю роли Тарзана было велено побрить грудь, а пышные формы актрис проверяли на предмет соответствия нормам благоприличия специально назначенные «контролёры бюстов». Однако в 60-е годы прошлого века свободный европейский кинематограф захлекстнул америку своими откровенными фильмами, и Голливуду стало сложно конкурировать, поэтому было решено кодекс отменить.
Черты настоящего джентльмена
Сегодня многие говорят, что джентльмены перевелись на этой бренной земле, а мы скажем, что они просто видоизменились. Открывая дверь перед своей девушкой, ты не станешь джентльменом. Всё должно быть в комплексе, это полностью другой образ жизни. Помимо навыков общения, джентльмен должен обладать определенными манерами.
Есть определенные черты, которые присуще любому джентльмену. Вот основные из них:
Рыцарь
Он всегда поможет даже незнакомой девушке. И не с той целью, чтоб познакомиться, просто он хочет облегчить её жизнь. Тебе ничего не стоит донести пакеты соседки до её квартиры или помочь ей припарковаться во дворе. Снять котёнка с дерева и отдать его детям на растерзание. Правда, не известно, что из этого является более гуманным. Это дело твоих жизненных принципов.
Вежливый
Нацепить дорогой костюм и сделать неподражаемой свою шевелюру недостаточно для образа джентльмена. Выглядеть, как джентльмен, и быть им на самом деле — разные вещи. Вежливый мужчина не позволит себе ответить на звонок, в то время как его собеседник захватывающе рассказывает какую-то историю. Дождись окончания рассказа и лишь потом перезвони или прерви собеседника и извинившись набери того, кто тебе звонил ранее.
Честный
Такой мужчина никогда не обманет свою девушку. Он всегда найдёт время для своей дамы и не будет крутить интриги на стороне. Не всю жизнь ты будешь холостяком, пора с этим смириться. Эти игры тебе рано или поздно опротивят. Измены и интриги — это поведение недостойного мужчины.
Реалист
Многие пытаются скрыться от реальности, но не джентльмен. Он всегда будет смотреть правде в глаза и не будет пытаться что-то завуалировать и приукрасить, для собственного же успокоения. Если что-то неисправно, нужно это починить, а не отправляться на неисправной машине в дорогу по серпантину, надеясь, что на этот раз точно пронесёт. Смотри на мир трезво, а не сквозь радужные очки.
Благородный
Благородный — это не когда в тебе течёт королевская кровь, а когда ты верный, добрый, отзывчивый. Эта черта должна быть у каждого джентльмена. Это не значит, что ты должен отдавать всю свою зарплату на благотворительность, а сам перебиваться сухарями с водой. Просто помогай близким, если у тебя есть возможность. Или не совсем близким. У тебя должно быть открытое и доброе сердце. Не путать с сентиментальностью.
Порядочный
Если что-то пообещал, будь добр выполнить. Твои слова не должны теряться на ветру. Ты всегда должен отвечать за то, что ты говоришь. Никто не должен иметь возможности уличить тебя в клевете, вранье или предательстве.
Всего этого должно быть в меру, ты не должен становится тряпкой, для того, чтобы всем угодить. Помогай людям по-возможности. Не нужно жертвовать своим временем и удобством. За исключением только тех случаев, когда это необходимо.
ГАРМОНИЧНОГО ДУХОВНОГО РАЗВИТИЯ!